Новости нашего клуба

Соревновательный процесс в теннисе значительно помолодел с появлением  системы 10S. Если раньше дети начинали  участвовать в соревнованиях к 9-10 годам, то в настоящее время во многих клубах практикуются ежемесячные и даже еженедельные турниры красного мяча, в которых участвуют  дети, начиная с 5-6 лет.

Соревновательный процесс необходим для полноценного психического развития личности ребенка, а именно, потребности в самоутверждении, которое может быть достигнуто только путем сравнения, сопоставления и как следствие определения своего положения среди сверстников. Между тем, специфика индивидуальных видов спорта категорична: здесь редки ничьи, а в некоторых из них, в частности, в теннисе они невозможны по правилам. Целью поединка является неравенство: победа одного и проигрыш другого участника состязательного процесса.

Глубина психологического потрясения ребенка, проигравшего матч, обуславливается и усугубляется отсутствием жизненного и спортивного опыта, неспособностью проанализировать собственные действия, дать объяснения исходу встречи. Глубина восприятия эмоций участниками индивидуальных спортивных противоборств велика еще и потому, что она адресована одному. Ребенок вынужден констатировать безрезультатность своих усилий, напряжений, затраченных на противоборство.

Эмоциональное потрясение ребенка бывает так велико, что способно оказать определяющее воздействие и на дальнейший жизненный ход развития его личности. Между тем у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте происходит закрепления мотива достижения успехов, на который непосредственно влияют их успехи в различных видах деятельности.

Таким образом, приобщая детей к  первому соревновательному опыту, требуются методические приемы, которые способны минимизировать эмоциональное потрясение ребенка, естественно возникающее в ходе поражения.

Первое на что следует обратить внимание — это на работу с родителями юных спортсменов. Именно от родителей зависит очень многое, поэтому им необходимо объяснять про соревновательный процесс, правильную реакцию на проигрыш ребенка и грамотную поддержку во время соревнований.

Работа детского тренера существенно отличается от работы спортивного тренера взрослых спортсменов. Прежде всего — это воспитатель. И его задача не только подготовить спортсмена, но и определить его путь в спорте. Перед тем как дети начнут соревноваться, необходимо объяснить им, что основными задачами соревнований являются, во-первых, подведение итогов их работы на тренировочных занятиях, а во-вторых, определение для каждого участника того, над чем надо будет работать на тренировках. Результат матча не значит, что проигравший плохой, а выигравший хороший, а именно так себя чувствуют участники турнира. Соревнование это одномоментная составляющая, которых будет еще много, а сегодняшний результат уточняет, что совершенствовать в дальнейшем.

Необходимо ставить перед ребенком более достижимые задачи в каждом матче, взятие гейма, или выигрыш большего количества очков, а не матча в целом. Для этого мы предлагаем распределение детей по рангам, то есть силе игры, которая измеряется в количестве выигранных мячей по отношению к проигранным. Таким образом, формируется таблица прогнозируемых результатов для игры с игроками разных рангов, что позволяет сравнивать эти результаты с фактической игрой.

В итоге, фактически проиграв матч, участник может стать победителем, увеличив свой личный рейтинг, сыграв лучше, чем прогнозировалось для этого матча. Например, при встрече с игроками на один ранг выше необходимо выиграть треть всех розыгрышей; если соперник на два ранга сильнее, то 12-15% выигранных у него розыгрышей будет считаться уже как личная победа, что даст прибавку в рейтинге или переход на новый ранг.

Для системы  подсчета очков в процентах для рангов более подходит игра в геймах с розыгрышем решающего очка при счете 40:40, либо тай-брейк до 7 или 10 очков, с одинаковым количеством подач и приемов подачи.

Акцент должен делаться на личном достижении ребенка, сравнивая его результат с его же «вчерашним», что необходимо словесно и в призовом выражении отметить в конце соревнований.

Для самых юных теннисистов, детей до 7 лет, организуя соревнования можно порекомендовать использовать принцип «небольших групп». Участники соревнования должны быть поделены на группы по четыре человека. Данный принцип позволяет поощрить большее количество детей, так как в каждой группе 3 призовых места, за 4 место – утешительный приз. В итоге всем детям приходится побороться, сыграть три матча с разными игроками и быть награжденным за старание, что главное для детей этого возраста.

Таким образом, предложенные методические приемы позволят:

  • грамотно приобщить ребенка к первому соревновательному старту;
  • увеличить объем мер поощрительного воздействия;
  • бороться за каждый мяч, проявить волю к победе;
  • повысить мотивацию к занятиям теннисом.

Кандидат педагогических наук, старший тренер теннисного клуба MARINA Ольга Чайковская.